МЕНЮ САЙТА

МЕНЮ САЙТА

Cтатьи о регистрации Некоммерческих Организаций

Личный кабинет НКО. Размещение устава НКО в 2025 году на новом портале Минюста

Читать далее...
С декабря 2024 года заработал новый портал Минюста РФ. На старый портал, который работал с 2010 года, доступ закрыт.
Минюст РФ с учетом Приказа №180 от 05 июня 2024г. установил срок и порядок размещения устава НКО на своем сайте.
Согласно Приказу, НКО (кроме политических партий) обязаны размещать свой устав на портале Минюста в своем личном кабинете в течение месяца с момента государственной регистрации - https://nco.minjust.gov.ru/. Если были внесены изменения в устав, то новая версия должна быть повторно размещена в течение месяца с момента государственной регистрации изменений. НКО, которые зарегистрированы до 01.01.2025г., обязаны разместить свои действующие редакции устава до 01 апреля 2025 года.
Также напоминаем, что срок сдачи отчетности в Минюст до 15 апреля. Отчет также размещается в личном кабинете НКО.

Вход на новый портал Минюста осуществляется через ЭЦП руководителя НКО или сотрудника этого НКО посредством госуслуг. В связи с этим, вначале необходимо создать личный кабинет НКО на сайте госуслуг.

Личный кабинет НКО на сайте госуслуг может создать только руководитель НКО через свою личную учетную запись!

Для входа в личный кабинет уже авторизованному пользователю необходимо:
− В правом верхнем углу сайта кликнуть левой клавишей мыши по своему имени рядом с иконкой в виде человеческой фигуры.
− В появившемся контекстном меню левой клавишей мыши выбрать опцию «Личный кабинет», в результате система перенаправляет пользователя в личный кабинет НКО на портале Минюста.
Личный кабинет НКО содержит несколько вкладок, каждая из которых предназначена для хранения и редактирования различных пользовательских данных.
Перечень указанных вкладок представлен ниже:
1 «Профиль».
2 «Устав».
3 «Сведения о персональном составе организации».
4 «Ящики для сбора пожертвований».
5 «Программы/Мероприятия».
6 «Отчеты и уставы».
7 «Реквизиты».
8 «Имущество».
Для того чтобы разместить на портале Минюста устав НКО, необходимо заполнить обязательные вкладки – «профиль, устав, сведения о персональном составе организации, реквизиты». Сам устав размещается во вкладке «Отчеты и уставы».
При ошибках в работе личного кабинета необходимо направить обращение в службу технической поддержки, указав наименование НКО и ОГРН:
контакты: email - helpdesk@scli.ru телефон - 8 (495) 568-07-10
ВАЖНО – если Вы начали заполнять какую-то вкладку, но необходимо прерваться и выйти из личного кабинет, нажимаете «Сохранить черновик». При нажатии кнопки «Сохранить черновик» процесс заполнения сохраняется с возможностью вернуться и дозаполнить вкладку недостающими значениями. Также рекомендуем периодически сохранять данные как черновик, т.к. в работе портала случаются перебои и он может выбросить без сохранения внесенных данных.
I.Вкладка «Профиль»

1)Форма организации – указываем организационно-правовую форму НКО, например Автономная некоммерческая организация;
2)Полное наименование – указываем свое полное наименование с организационно-правовой формой;
3)Реквизиты – подгружается автоматически, но необходимо всё перепроверить и, если какие-то данные будут некорректными, то редактируем. Если не получается внести изменения, то необходимо написать в техподдержку Минюста;
4)Ответственный со стороны Минюста – автоматически подгружается;
5)Наличие лицензии – да/нет;
6)Контактная информация – здесь самостоятельно заполняете сайт, эл. почту, телефон, участие в других организациях, учрежденные СМИ, ссылки на сайт/соц. сети.

II.Вкладка «Устав»

1)Цели/предмет деятельности – копируем всё строго из устава;
2)Дата регистрации версии устава и дата начала действия устава (это одна и та же дата) – дата регистрации в ЕГРЮЛ или дата внесения записи в ЕГРЮЛ в связи с принятием новой редакции устава;
3)Уставом предусмотрена приносящая доход деятельность – да/нет;
4)Если в п. 3 указали да, то необходимо перечислить эту деятельность – строго из устава;
5)Является ли Ваша организация благотворительной – да/нет. Указывается да только если организация благотворительная (в наименовании отражен данный характер), а не благотворительная деятельность присутствует в уставе;
6)Если в уставе предусмотрено право осуществлять благотворительную деятельность, то указываем да;
7)Предусмотрено членство – да/нет;
8)Руководящий орган управления отсутствует по уставу - да/нет. Данный орган в основном присутствует у общественных объединений;
9)Исполнительный орган – указываем всегда да для всех НКО. Заполняем сведения по единоличному исполнительному органу – должность, дата вступления в должность (для вновь созданных НКО с момента госрегистрации), срок полномочий;
10)Иной орган по уставу – да/нет. В уставе могут быть предусмотрены иные органы управления или контроля, например попечительский совет, ревизор/ревизионная комиссия, ученый совет и т.д. Если указали да, то здесь же необходимо указать наименование данного органа, периодичность проведения заседаний.

III.Вкладка «Сведения о персональном составе организации»

1)Заполняем сведения на учредителя/учредителей;
2)Заполняем сведения на лицо, действующее без доверенности от имени НКО;
3)Заполняем сведения на работников НКО.
На всех заполняем паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес регистрации, контактный номер телефона.

IV.Вкладка «Отчеты и уставы»
Во вкладке «Отчеты и уставы» осуществляется работа по предоставлению отчетности НКО и версии редакции устава НКО. Для добавления электронной формы подачи устава необходимо нажать кнопку «Новая форма». В открывшемся окне необходимо выбрать в поле отчет «Сведения о регистрации устава» и указать дату регистрации устава или дату изменений в устав.
Для заполнения формы необходимо в строке формы нажать кнопку контекстного меню (три точки, расположенные вертикально друг над другом), затем выбрать пункт «Редактировать». После всех выполненных действий откроется электронная форма для заполнения. Здесь в разделе «данные об уставе» загружается устав в формате пдф. В типе вложения указываем «скан устава».
При нажатии кнопки «Сохранить», в случае если все обязательные поля заполнены данные сохраняются, и информация о заполненной форме Устава впервые или об обновлении версии устава передается в сервис «Отчеты» и направляется в Минюст на проверку ответственному сотруднику.
На экране «Ответьте на вопрос» необходимо ответить на вопрос, хочет ли представитель НКО подать расширенные сведения об уставе посредством нажатия на чекбокс. Если расширенные данные не вносятся, то форму можно отправлять, посредством нажатия на кнопку «Отправить».

ВАЖНО – рекомендуем внести расширенные сведения об уставе НКО в связи с необходимостью в дальнейшем указать эту информацию в годовом отчете НКО.

В разделе «Архив» можно проверить все свои отправления – отчеты, уставы, где также можно проверить какие отправления приняты к рассмотрению, какие проверены, какие требуют доработки.

По результатам рассмотрения:
Если отчет успешно прошел проверку, то статус отчета меняется на «Проверено».
Если в отчетной форме найдены нарушения или несоответствия, то отчет переходит в статус «Проверка не пройдена».
Если отчет в статусе «Проверка не пройдена», то пользователю доступен комментарий от сотрудника Минюста с описанием нарушения или несоответствия.

Не всем организациям удается справиться с работой нового портала Минюста, поэтому уполномоченным органом разработана пошаговая инструкция.
Регистрация НКО в электронном виде
Читать далее...
Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных управлениях.
Документы на государственную регистрацию, внесение изменений (за исключением смены руководителя и выхода учредителей) и ликвидацию можно подать электронно через единый портал госуслуг.

I.Преимущества подачи документов в электронном виде:

1.Отменена необходимость оплаты госпошлины;
2.Заявителю не нужно посещать нотариуса для заверения подписи;
3.Отправить документы можно в любое время дня и ночи из любой страны;
4.Нет необходимости печатать и прошивать документы, а также ехать в управление и стоять в очереди;
5.Интерфейс системы прост и удобен в применении (исключает ошибки при заполнении);
6.Возможность контролировать ход и срок оказания услуги.

II.Обязательные действия заявителя при электронной подаче документов:

1.Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Физическое лицо может получить подпись в Удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязью (список аккредитованных организаций размещен на сайте Минкомсвязи). Руководитель юридического лица может получить подпись бесплатно в уполномоченном налоговом органе (список налоговых органов перечислен на официальном сайте ФНС) по месту нахождения организации. Запись электронной подписи производится на специальный электронный носитель, обычная флешка не пойдет. Госключ, полученный на сайте госуслуг, не подходит для отправки документов в Минюст!
2.Зарегистрироваться на портале госуслуг как физическое лицо;
3.Зарегистрировать личный кабинет организации, если юридическое лицо (при этом у руководителя должна быть подтвержденная учетная запись как физического лица). Создать личный кабинет организации можно только при наличии средства квалифицированной электронной подписи юридического лица, с персональными данными руководителя организации.
4.Установить необходимые программы КриптоПро для работы с электронной подписью и плагин госуслуг.

III.Формирование и отправка документов на портале госуслуг в Минюст:

1.Все подготовленные документы должны быть в формате пдф. Устав и Форма Р11001 не подписываются и сразу переводятся в формат пдф, остальные документы должны быть вначале подписаны и далее отсканированы в формат пдф;
2.Заявителю надо зайти в личный кабинет на госуслугах и выбрать услугу «регистрация некоммерческой организации» в разделе «Министерство юстиции Российской Федерации»;
3.В следующем окне выбрать вид НКО, которую планируете регистрировать;
4.Если среди документов имеется символика, защищенная законом, согласие на имя гражданина или полное наименование другой организации в наименовании НКО, то необходимо нажать «Да» и загрузить подтверждающие документы;
5.Далее перечисляются документы, которые подаются в Минюст на государственную регистрацию, указывается срок регистрации и то, что документы необходимо подписать электронной подписью. Необходимо ознакомится и перейти к следующим разделам;
6.В следующих разделах проверяем данные (паспортные данные, контактная информация). Проверяем и нажимаем продолжить. Если какие-то данные указаны неверно, то их можно отредактировать;
7.В следующем разделе необходимо указать полное название НКО;
8.Далее необходимо загрузить запрашиваемые документы;
9.В разделе наименования уполномоченного органа необходимо указать полное название регионального управления Минюста (например – Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве);
10.В последнем разделе необходимо подписать все загруженные документы своей ЭЦП;
11.После подписания документов появится информация об их отправке в Минюст и сроки рассмотрения.

IV.Итоги регистрации через портал

1.По итогам регистрации некоммерческой организации на электронную почту заявителя поступят документы от ФНС в электронном виде – свидетельство о постановке на налоговый учет, лист записи в ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРЮЛ и устав. Данные документы направляются только в электронном виде и не выдаются на бумаге. После получения этих документов можно открыть счет в банке, сделать печать и начать полноценную работу.
2.Если в заявлении по форме Р11001 в листе «Сведения о заявителе» стоит цифра 1 – «выдать на бумажном носителе», то Минюст чуть позже выдаст заявителю свое свидетельство о регистрации некоммерческой организации и устав, заверенный Минюстом, на бумаге. Минюст направит на электронную почту заявителя официальное уведомление о готовности этих документов. Получить эти документы может заявителю лично или любое иное лицо по нотариальной доверенности от заявителя.

С развитием интернета и современных технологий, значительно упростился процесс получения государственной услуги и различных документов, в том числе и сама регистрация НКО.

PRO-НКО уже более 11 лет работает в сфере регистрации некоммерческих организаций и имеет успешный накопленный опыт подачи документов в Минюст в электронном виде. Мы работаем с клиентами из всех регионов России и удаленная регистрация очень удобна. Наша компания не только подготовит и сформирует весь пакет документов, необходимый для подачи в Минюст, но и поможет подать документы в электронном виде.




Смена руководителя в НКО

Читать далее...
Смена руководителя (единоличного исполнительного органа) в некоммерческой организации (НКО) требует соответствующей регистрации в ЕГРЮЛ. Регистрацию изменений необходимо провести только в случае, если руководителем становится новое лицо, а не продлеваются полномочия действующего. При продлении полномочий действующего руководителя достаточно уполномоченным органом НКО принять внутреннее решение об избрании руководителя на новый срок.

ВАЖНО - Заявителем в Минюст при регистрации изменений является новый руководитель (Письмо ФНС от 16 марта 2016 года № ГД-4-14/4301).

Для регистрации изменений необходимо подать следующие документы в территориальное управление Министерства юстиции РФ:
1. Протокол (решение) о смене руководителя НКО – оригинал в 2-х экземплярах. Протокол (решение) должен быть подписан, заверен печатью организации. Если документ содержит более одного листа, то он должен быть прошит, пронумерован, заверен печатью организации и подписью заявителя.
2. Заявление по форме Р13014 с данными о новом руководителе – два экземпляра заявления, один из которых должен быть удостоверен нотариально, а второй либо просто подписывается заявителем, либо снимается обычная копия с нотариального экземпляра. Один экземпляр прошивает нотариус, второй прошивает и заверяет своей подписью заявитель.

Документы в Минюст подаются только на бумаге, электронная подача при таких изменениях невозможна. Подать документы может как лично заявитель (новый руководитель), так и иное лицо по нотариальной доверенности.

Сроки регистрации в Минюсте/ФНС – около месяца.

Лист записи в ЕГРЮЛ и выписку из ЕГРЮЛ в виде электронных документов налоговая пришлет на электронную почту заявителя, указанную в заявлении.

Необходимо учитывать, что документы для регистрации изменений должны быть представлены в территориальное управление Министерства юстиции РФ в течение семи рабочих дней с даты принятия решения о смене руководителя.

В связи с тем, что регистрация таких изменений в Минюсте не быстрая, а от руководителя зависит в первую очередь, чтобы организация функционировала и без сбоев, важно грамотно подготовить документы. Если получить отказ в регистрации изменений, то организация потеряет время, т.к. срок рассмотрения документов при повторной подаче начинает течь заново. PRO-НКО уже более 10 лет работает в сфере регистрации всех видов изменений в некоммерческой организации и наша работа нацелена только на 100% результат! Если не хотите тратить свое время, то обращайтесь к нам!
Утверждение благотворительной программы для благотворительной организации
Читать далее...
Благотворительная программа - неотъемлемая часть деятельности благотворительной организации (общественно полезные фонды, общественные организации, другие, установленные законом, формы НКО).
Благотворительная программа – комплекс мероприятий, способствующих достижению целей, ради которых создается благотворительная организация.
Благотворительная программа утверждается исключительно высшим коллегиальным органом управления организации.
Содержание благотворительной программы устанавливается законом (ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») и самой благотворительной организацией.
Благотворительная программа включает в себя:
I. Цели благотворительной программы
Здесь описываются цели в рамках ст. 2 ФЗ-135 и устава организации.
II. Задачи благотворительной программы
Это комплекс действий, направленных на достижение установленных целей.
III. Сроки и этапы благотворительной программы
Чаще всего устанавливается на один год, но может быть утверждена долгосрочная программа. Срок можно менять на досрочное сокращение или увеличение, либо в связи с принятием новой программы. Этапом реализации программы считается календарный год.
IV. Благополучатели
Указывается конкретный перечень лиц, которым предоставляется поддержка.
V. Виды благотворительной помощи
Благотворительная помощь может быть предоставлена в денежной форме, в виде товаров, работ, услуг.
VI. Условия и порядок предоставления благотворительной помощи
Условия – перечень документов, на основании которых благотворительная организация будет рассматривать вопрос предоставления благотворительной помощи.
Порядок – указывается следующий перечень условий:
1. как направляются обращения от благополучателей и в каком виде;
2. кто будет эти обращения рассматривать и в какие сроки;
3. как принимается решение о предоставлении благотворительной помощи. Здесь можно отразить, что решение о предоставлении помощи принимается – единолично или коллегиально. Можно дополнить на какую сумму решение принимается единолично, а на какую сумму требуется формирование рабочей группы, её количество и кто в неё будет входить;
4. основания отказа в благотворительной помощи;
5. способ передачи благотворительной помощи.
VII. Источники финансирования благотворительной программы
Как правило, это благотворительные пожертвования. Дополнительно, если предусмотрено сбор пожертвований в ящик, это обязательно указывается в программе.
В рамках программы минимум 80% (можно больше) всех поступлений должны быть потрачены на благотворительные цели и оплату труда участникам программы (если такие были). Оставшиеся 20% могут использоваться на другие расходы.
VII. Смета благотворительной программы
Смета – планируемые поступления/расходы на программу. Смета утверждается высшим коллегиальным органом управления организации и является приложением к благотворительной программе.
У благотворительной организации может быть много программ, соответствующих различным целям, установленным в ее уставе.
Благотворительная программа размещается на официальном сайте благотворительной организации. Это позволяет обществу ознакомиться с основными целями работы такой организации.




НКО и типовые уставы

Читать далее...
30 июня 2023 года приказом № 163 Минюста РФ утверждены типовые уставы для НКО.
Типовые уставы на текущий момент разработаны для следующих некоммерческих организаций:
1. Местная и региональная общественная организация;
2. Местное и региональное общественное движение;
3. Ассоциация (союз);
4. Частное учреждение;
5. Автономная некоммерческая организация;
6. Общественно полезный фонд;
7. Община коренных малочисленных народов.
Ознакомиться с типовым уставом НКО может в самом приказе Минюста, либо на официальном сайте Минюста, либо в любой правовой базе.
НКО сама решает работать ли ей на основании типового устава, либо разработать свой устав. Для действующих НКО также нет обязанности переходить на типовой устав.
I. Преимущества и недостатки типовых уставов
У типовых уставов следующие плюсы:
1. Существенная экономия времени – для подготовки своего устава, можно взять за основу типовой устав, который уже содержит большую часть обязательных положений, тем самым минимизировав ошибки;
2. В открытом доступе – типовой устав легко найти в интернете.
У типовых уставов следующие минусы:
1. В любом случае необходимо будет заполнить пропуски – например, те же цели и направления деятельности НКО, которые прописать чаще всего самому сложнее, чем отразить основные положения;
2. Есть правовые «ляпы» и нет альтернативы, которая в законе присутствует – например, для ассоциаций (союзов) указан коллегиальный исполнительный орган (правление), тогда как в законодательстве нет обязанности его образовывать, но при этом отсутствует обязательный орган ревизионная комиссия (ревизор). Типовой устав для общественно полезного фонда совсем не учитывает требования ФЗ-135 о благотворительной деятельности, в случае, если фонд будет благотворительным.
3. Нет единой правоприменительной практики.

II. Положения типового устава для корпоративных НКО
Для корпоративных некоммерческих организаций в типовом уставе уже предусмотрено:
1. Исключительная компетенция высшего органа управления (ВОУ);
2. Порядок проведения заседаний ВОУ;
3. О коллегиальном исполнительном органе;
4. О единоличном исполнительном органе;
5. О членстве;
6. Права по управлению имущества;
7. Распределение имущества после ликвидации.

III. Положения типового устава для унитарных НКО
Для унитарных некоммерческих организаций в типовом уставе уже предусмотрено:
1. Исключительная компетенция высшего органа управления (ВОУ);
2. Порядок проведения заседаний ВОУ;
3. О единоличном исполнительном органе;
4. Надзор и контроль учредителей;
5. Распределение имущества после ликвидации.

IV. Положения, которые отсутствуют в типовом уставе НКО
Пропуски, которые обязательны для заполнения в типовом уставе:
1. Полное и сокращенное название на русском и ином языке (при наличии);
2. Адрес (место нахождения);
3. Цель, предмет, виды деятельности;
4. Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
5. Сроки избрания органов управления;
6. Количество голосов для принятия решения высшим органом управления;
7. Сроки проведения заседаний коллегиальных органов управления;
8. Территориальная сфера деятельности для общественных объединений.
Что ещё необходимо добавить в типовой устав, чтобы он соответствовал действующему законодательству и требованиям Минюст:
1. Описание символики (при её наличии);
2. Наличие печати – на день написания статьи наличие печати является обязательной для всех НКО;
3. Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) – для ассоциаций (союзов) и благотворительных НКО;
4. Права и обязанности членов в соответствие с положениями ГК РФ для корпоративных НКО;
5. Положения обо всех дополнительных органах управления и контроля, которые будут у НКО – их компетенция, сроки избрания, сроки и порядок проведения заседаний, принятие решений;
6. Положение об учредителях – для унитарных НКО;
7. Одобрение сделок – для унитарных НКО;
8. Порядок регулярных поступлений от учредителей – для унитарных НКО;
9. Компетенция благотворительных НКО, положение о благотворительной программе.
10. Другие положения – в каждом конкретном случае.

V. Утверждение типового устава НКО
Если некоммерческая организация решила осуществлять деятельность на основании типового устава, то в протоколе (решении) необходимо его утвердить и заполнить в уставе обязательные пропуски.
Ни в коем случае не ставьте галочку в формах Р11001/13014 о том, что организация действует на основании типового устава, это поле заполняется ТОЛЬКО КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
Типовой устав очень удобен при разработке своего устава, нет необходимости начинать с нуля, т.к. есть возможность уже использовать основные положения, но как самостоятельный инструмент, типовой устав требует доработки и дополнений, причем приличных. Для этого, конечно, должна быть единая правоприменительная практика, которой ввиду сроков утверждения типовых уставов, понятно, что ещё нет.
Идеально разработать разные варианты типовых уставов (по аналогии с коммерческими организациями) для каждого конкретного случая, но из-за специфики деятельности некоммерческих организаций и огромной базы федеральных законов, которые мы учитываем при разработке устава, понятно, что разные варианты сделать нереально.
Если в типовой устав НКО вносит свои положения, помимо основных пропусков, то он уже перестает являться таковым, и Минюст будет проводить его экспертизу, как устав собственной разработки, поэтому имейте это ввиду, если самостоятельно будете разрабатывать устав.
Сфера НКО всегда долго раскачивается, но радует, что законодательство всё равно меняется с учетом современных реалий, поэтому будем следить за практикой применения типовых уставов в разных регионах РФ.
PRO-НКО уже более 10 лет работает в сфере регистрации всех форм НКО и имеет огромную базу уставов под любые цели/направления деятельности НКО, а также требования клиента.
Работа нацелена только на 100% результат!
Если не хотите тратить свое время и нервы на разработку своего устава, то обращайтесь к нам!
Адрес в ФИАС при регистрации НКО
Читать далее...
I. Что такое ФИАС
При регистрации любого юридического лица, в том числе НКО, одним из обязательных условий является наличие адреса (место нахождения) у организации, который включает: регион, наименование улицы, дом и чаще всего помещение (квартира, комната и т.д.). Однако бывают случаи, когда адреса нет в обязательном государственном адресном реестре (ГАР), который ведется с помощью системы ФИАС.
ФИАС (Федеральная информационная адресная система) – это единый государственный адресный реестр, в котором собрана информация об официальных почтовых адресах, населенных пунктах, улицах, домах и т.д. Официальный сайт системы здесь - https://fias.nalog.ru/
II. Требования ФНС при регистрации НКО
Внесение адреса в ФИАС необходимо в случаях, если:
1. планируете зарегистрировать новое НКО;
2. уже являетесь некоммерческой организацией и планируете изменить адрес (место нахождения) организации.
ФНС обязала всех юридических лиц (или ИП) указывать адрес (место нахождения) организации строго, как указано в ГАР (утвержден 13.05.2020г.), вплоть до указанных в нем помещений (комнат, квартир и т.д.), в противном случае будет отказ в регистрации. Причем, к НКО во многих регионах до недавнего времени не было такого строгого требования. Регистрация (внесение изменений) у некоммерческих организаций, например, в московском регионе проходила успешно даже тогда, когда в ГАР отсутствовало указанное в документах помещение (квартира, комната). На сегодняшний день ситуация в отношении НКО изменилась и теперь всем НКО в любом регионе регистрации обязательно необходимо указывать адрес строго, как в реестре.
III. Что делать, если Вашего адреса нет в ФИАС?
Для того чтобы адрес появился в системе, собственнику с заявлением необходимо обратиться в один из следующих органов:
1. В орган исполнительной власти (для городов федерального значения) или в органы местного самоуправления (для иных регионов);
2. Через госуслуги – не во всех регионах возможно.
К заявлению собственнику необходимо приложить документы, подтверждающие право собственности.
Как только адрес появится в системе, можно подавать документы на регистрацию юридического лица либо вносить изменения в существующую организацию.

О добровольных имущественных взносах учредителей унитарных некоммерческих организаций

Читать далее...
На основании российского законодательства унитарные организации, которые создаются за счет добровольных имущественных взносов учредителей, – АНО и общественно полезные фонды.
Добровольные имущественные взносы вносятся либо деньгами, либо другим имуществом и обязательно оформляются в виде решения (протокола) учредителя (ей), где указывается размер и сроки внесения такого имущества.
Добровольные имущественные взносы являются одним из видов финансирования унитарных некоммерческих организаций. Такие взносы являются своеобразным проявлением желания учредителей оказать поддержку своей организации, сделать ее более конкурентоспособной, а также улучшить ее финансовое положение. Поэтому они необходимы для реализации многих проектов и программ, направленных на развитие НКО.
Однако, принимая такие взносы, организация обязуется использовать их исключительно для улучшения своей деятельности и не получения коммерческой выгоды. На основании п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ взносы учредителей относятся к целевым поступлениям и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Аккумулировать такие взносы могут только фонды и АНО. Фонды направляют поступления от учредителей на общественно полезные цели (социального, образовательного, культурного, благотворительного и иного характера), а АНО на деятельность по предоставлению услуг, которые отражены в уставе.
Уникальность добровольных имущественных взносов заключается в том, что они не имеют жестких правил определения суммы и способа взноса, поскольку они основываются на свободе выбора учредителей и их желаниях поддержать организацию.
В целом, добровольные имущественные взносы учредителей являются важным источником финансирования унитарных некоммерческих организаций. Они позволяют НКО рассчитывать на дополнительные средства для развития и расширения своей деятельности, при этом сохраняя свою независимость и автономию.
Учредителям необходимо при перечислении добровольного имущественного взноса в платежных документах в графе «назначение платежа» обязательно указывать «добровольный имущественный взнос учредителя».
Может ли лицо, в отношении которого судом принято решение о дисквалификации, выступать учредителем (руководителем) НКО?
Читать далее...
Недавно к нам обратился клиент с отказом Минюста в государственной регистрации своей некоммерческой организации. Причина отказа - дисквалификация учредителя НКО (он же является руководителем) на три года и срок дисквалификации ещё не прошел. Клиент был уверен, что данный запрет действует только при создании коммерческих организаций, а на НКО такие ограничения не распространяются.
Что такое «дисквалификация» и законный ли отказ Минюста?
В соот. со ст. 3.11 КоАП РФ – дисквалификация устанавливает запрет гражданину замещать государственные или муниципальные должности, занимать руководящие должности в органах управления юридического лица, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридического лица, управлять юридическим лицом и в других случаях, установленных законом. Следовательно, наказание применяется в отношении лица, занимающего руководящую должность или являющийся учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а не только коммерческих организаций. Вывод – действия Минюста правомерны.
Какой срок дисквалификации?
Дисквалификация является административным правонарушением и устанавливается судом от 6 мес. до 3х лет.
Какие случаи дисквалификации руководителя (учредителя) компании?
-подача в ФНС заведомо ложных сведений;
-повторное непредставление или представление недостоверных сведений в отношении юр. лица или ИП, что послужило записи о недостоверности сведений о юр. лице и (или) принудительной ликвидации – пп. ф п. 1 ст. 23 ФЗ-129 «О госрегистрации юридических лиц и ИП»;
-неправомерные действия при банкротстве;
-работа без ККТ;
-нарушения трудового законодательства.
На какие статьи закона будет ссылаться Минюст?
пп. 1 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О НКО», п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ-82 «Об общественных объединениях», аб. 3 п. 1 ст. 12 ФЗ-125 «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Письмо Минюста РФ от 27.07.2018г. № 11-99821/18 - «Установление факта наличия решения суда о дисквалификации лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в документах, представленных для государственной регистрации, является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации».
Можно ли где-то проверить учредителя (руководителя) на наличие дисквалификации?
Реестр дисквалифицированных лиц в свободном доступе и его можно посмотреть на сайте ФНС - https://service.nalog.ru/disqualified.do, достаточно ввести ФИО и дату рождения.
Вопросы по образованию и применению целевого капитала НКО (ЦК НКО)
Читать далее...
I. Что из себя представляет целевой капитал НКО?
Целевой капитал некоммерческой организации - часть имущества НКО, которая образуется благодаря пожертвованиям и завещаниям, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании (УК) для получения финансовой выгоды и используемое для достижения целей создания НКО.
II. Какие НКО могут образовывать ЦК?
1. НКО - собственники целевого капитала: АНО, фонды (в том числе общественные фонды и благотворительные фонды), общественные организации, религиозные организации.
Данные НКО задействуют полученный доход исключительно в рамках своей уставной деятельности, без права передачи его другим организациям.
2. НКО - специализированная организация управления ЦК: фонд.
Данные НКО открываются исключительно для формирования и использования ЦК, где доход распределяется другим НКО в целях поддержания их деятельности. Никакие иные цели такие фонды не преследуют.
III. На какие цели могут формироваться средства ЦК?
-образование и наука;
-здравоохранение;
-культура и искусство;
-спорт;
-архивное дело;
-социальная поддержка;
-охрана окружающей среды;
-бесплатная правовая помощь;
-функционирование общедоступного общественного телевидения;
-благотворительность.

IV. За счет чего формируется ЦК?
Целевой капитал образуется в виде денежных средств на основании договоров пожертвования или завещаний. Передавать свое имущество на формирование ЦК НКО не могут. Договором пожертвования или завещания может быть предусмотрено передача ценных бумаг или недвижимого имущества, но только для пополнения уже сформированного ЦК НКО и с обязательной оценкой этого имущества.
V. Подлежит ли налогообложению доход от ЦК?
Доход от целевого капитала относится к целевым поступлениям НКО, поэтому не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
VI. Какие требования к НКО - собственнику целевого капитала?
1. Образовать Совет по использованию ЦК;
2. Сформировать ЦК (передача его в доверительное управление) в течение 2х мес. с момента получения 3 млн. руб. и выше на формирование ЦК;
3. Осуществлять платную деятельность в рамках Распоряжения Правительства РФ No 1227-р от 13.09.2007г.;
4. Вести обособленный бухгалтерский учет;
5. Открыть отдельный расчетный счет;
6. Проводить ежегодный обязательный аудит, если балансовая стоимость имущества, которое составляет ЦК, больше 20 млн. руб. на конец отчетного года;
7. Не использовать имущество, которое получено по договору пожертвования или завещания на формирование ЦК, до его передачи в доверительное управление УК;
8. Сформировать ЦК на минимальный срок - 10 лет;
9. Передать ЦК в управление только одной управляющей компании (коммерческой организации);
10. Не выплачивать вознаграждение членам Совета по использованию ЦК за осуществление ими своих функций;
11. Каждый год отчитываться о формировании, пополнении и использовании ЦК, размещать данный отчет на официальном сайте НКО.

VII. На какие цели НКО вправе потратить доход от ЦК?
Доход от целевого капитала НКО вправе потратить на свои уставные цели, либо на цели, которые предусмотрены договором пожертвования или завещания. НКО распределяют полученную прибыль от ЦК с учетом своего финансового плана, утверждаемого высшим органом управления по согласованию с советом по использованию ЦК.
VIII. Какой закон регулирует использование ЦК НКО?
275-ФЗ от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


Могут ли НКО зарабатывать?
Читать далее...
Это один из самых популярных вопросов у некоммерческого сектора.
Понятно, что НКО регистрируются не для того, чтобы систематически получать прибыль, а для ведения безвозмездной общественно полезной деятельности. НО любая НКО, как юридическое лицо, несет расходы при осуществлении своей деятельности, такие как: ведение бухгалтерского учета и сдача отчетности, зарплата, организация мероприятий, оплата аренды помещения, реклама и др. Не всегда хватает целевых средств на финансирование своей деятельности. НКО, как и любая другая организация, тоже хочет развиваться, а реализовать все свои планы и проекты только за счет пожертвований или грантов не всегда удается.
  1. Вправе ли НКО законно зарабатывать?
ФЗ о некоммерческих организациях разрешает НКО зарабатывать, называется это – приносящая доход деятельность (ПДД).
Деятельность у НКО бывает:
-уставная (основная) безвозмездная деятельность (за счет грантов, пожертвований, членских взносов, добровольных имущественных взносов и др.);
-ПДД.
Только приносящую доход деятельность не путаем с предпринимательской.
В чем разница?
Приносящая доход деятельность – деятельность, осуществляемая внутри самой НКО, отвечающая её уставным целям, а также имеющая возмездный характер.
Это может быть:
-производство и реализация своих товаров (например, сувенирная продукция);
-оказание услуг;
-формирование целевого капитала;
-приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.
Поступления от ПДД траться исключительно на целевое развитие НКО и не могут распределяться между учредителями (членами).
ВАЖНО – целевые средства нельзя тратить на финансирование приносящей доход деятельности! Например, пожертвования должны быть потрачены только на уставную (основную) деятельность.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и осуществляемая коммерческими компаниями и ИП. Вот здесь ключевое – систематическое получение прибыли! НКО не имеют право открываться исключительно для извлечения прибыли, нельзя открыть магазин в рамках НКО и заниматься розничной торговлей, поэтому закон допускает осуществление такой деятельности для НКО только через созданные ею коммерческие организации или через участие в таких организациях. На сегодняшний момент ГК прямо допускает осуществление предпринимательской деятельности только для Автономной некоммерческой организации и Личных фондов. При этом в ГК нет запретов, а ст. 24 п. 2 ФЗ-7 «О НКО» прямо разрешает любой НКО, имеющей статус юридического лица, открыть хозяйственное общество. Но и здесь не забываем, что, если НКО стало единственным учредителем коммерческой организации, то вся полученная прибыль от коммерческой деятельности должна быть потрачена на развитие НКО.
  1. Что необходимо НКО предусмотреть, чтобы осуществлять ПДД?
Для того, что НКО могла осуществлять приносящую доход деятельность, обязательно такое право прописываем в её уставе и формируем имущество на основании ст. 50 п. 5 ГК РФ.
Имущество формируется, как правило, денежными средствами на расчетном счете НКО (за исключением казенных и частных учреждений) в размере не менее 10 000 рублей. Законом не запрещено формировать имущество неденежными средствами, но оно также должно быть не ниже установленного размера и оценено независимым оценщиком (а это дополнительные траты для НКО, что невыгодно при создании). Если учредителей несколько, то имущество образовывается в равных долях от каждого учредителя. Это имущество не является уставным капиталом (у НКО его нет) и у учредителей не возникает долей.
При создании НКО решение о порядке формировании имущества с размером, способом и сроками перечисления на расчетный счет утверждается в решении единственного учредителя или в протоколе общего собрания учредителей. При внесении изменений решение о формировании имущества утверждается высшим органом управления по уставу НКО.
В уставе необходимо прописать какая деятельность относится к ПДД (наиболее универсальная ПДД: издательская деятельность, организация и проведение мероприятий, оказание услуг, реализация собственного товара, консультации, научные исследования), а также указать, что у НКО имеет имущество достаточно для осуществления ПДД.
При осуществлении ПДД обязательно ведем раздельный учет доход и расходов по основной и приносящей доход деятельности.
ВАЖНО – приносящая доход деятельность обязательно должна служить реализации основной цели, ради которой открывалось НКО и ей не противоречить!
НЕЛЬЗЯ осуществлять ПДД за счет государственных субсидий и грантов!
  1. Налогообложение при ведении ПДД.
Выше указано, что при осуществлении ПДД необходимо вести раздельный учет доход и расходов по ПДД и уставной. Зачем? Затем, что доходы по ПДД подлежат налогообложению, тогда как уставная (некоммерческая) деятельность не облагается налогом. Раздельный учет нужен как раз для того, чтобы не было путаницы в поступлениях и, чтобы НКО могла правильно их квалифицировать.
Поступления могут идти как на расчетный счет, так и через кассу. Любая ПДД подразумевает наличие договора, счета и акта о выполненных работах. Если контрагентом является физическое лицо, то обязательно должна быть касса, не должно быть никаких перечислений на личную банковскую карточку руководителя или иного сотрудника НКО, это незаконно. Кассовый аппарат могут не применять религиозные организации, а также существуют другие исключения, установленные ст. 2 п. 2 ФЗ-54 «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Налоги НКО оплачивает с учетом выбранной системы налогообложения – Общая система и упрощенная. НКО, которая не имеет филиалов, сотрудников более 100 человек и остаточную стоимость основных средств 150 млн. рублей и выше, вправе применять упрощенку (6% - доходы и 15% - доходы минус расходы). НО не все НКО вправе перейти на УСН, например, адвокатские образования, казенные и бюджетные учреждения не могут применять данную систему.

Выводы:
  1. НКО вправе зарабатывать и называется это - приносящая доход деятельность, но весь полученный доход тратиться исключительно на уставные цели организации;
  2. Полученный доход нельзя распределять между учредителями (членами) НКО;
  3. Нельзя осуществлять приносящую доход деятельность за счет грантов, пожертвований, субсидий;
  4. Приносящая доход деятельность осуществляется внутри НКО, тогда как для ведения предпринимательской деятельность НКО должны создать коммерческую организацию либо участвовать в такой организации;
  5. ПДД должна быть обязательно предусмотрена в уставе и НКО обязано сформировать имущество для её осуществления (минимально 10 000 рублей), а иначе НКО не сможет осуществлять такую деятельность. В уставе должна быть подробно перечислена приносящая доход деятельность;
  6. НКО ведет раздельный учет доход и расходов по основной деятельности и ПДД;
  7. Доход по ПДД подлежит налогообложению. Налог выплачивается в зависимости от выбранной системы налогообложения (ОСН или УСН – 6% или 15%).
Образовывается ли у НКО уставный капитал?
Читать далее...
Для начала разберемся, для чего формируется УК.

Учредители компании формируют стартовый взнос (уставный капитал) для начала ведения предпринимательской деятельности.
На основании ст. 14 п. 1 ФЗ об ООО - «Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников».
А как в случае с НКО?

У НКО не может быть никаких долей, так как деятельность некоммерческая, т.е. без цели получения прибыли и такую деятельность не нужно обеспечивать стартовым взносом.

Некоммерческим организациям законодатель не запрещает заниматься приносящей доход деятельностью, однако только для достижения уставных целей, и если это соответствует таким целям. Например - Вы спортивная федерация, а оказываете платные услуги по дрессировке собак, то у контролирующих органов точно будут к Вам вопросы.

Всю полученную прибыль НКО тратит на цели развития, учредителям ничего не распределяется.
С сентября 2014 года ГК установил для НКО, кроме казенных и частных учреждений, формировать имущество, если организация планирует осуществлять приносящую доход деятельность. Имущество должно быть не ниже размера УК, который установлен в отношении ООО (т.е. 10 000 руб.).
Однако ГК установил некоммерческим организациям образовать как раз имущество, а не УК!

Обязать то обязал, а как это на практике реализовать?
Если федеральный закон об ООО конкретно установил порядок внесения УК, то у НКО конкретики нет, в связи с этим имущество лучше образовать деньгами за счет единовременного взноса от учредителей и внести эти 10 000 рублей (меньше нельзя, больше можно) на расчетный счет НКО в течение четырех месяцев с момента регистрации (по аналогии ФЗ «Об ООО» ст. 16 п. 1).
Кстати, единовременный взнос учредителя на содержание и ведение деятельности НКО не подлежит налогообложению!
В решении о создании НКО подробно распишите размер формируемого имущества, как, когда и куда он будет вноситься.
Если НКО не планирует осуществлять приносящую доход деятельность, то имущество не образовывает, в уставе тоже ничего не прописывает про приносящую доход деятельность.

Социально ориентированная НКО: условия получения статуса и преимущества
Читать далее...
Чтобы НКО признали социально ориентированной организацией (исполнителем общественно полезных услуг) следует:
-вести деятельность (не менее года) социальной направленности: социальная помощь (адаптация, сопровождение, реабилитация), охрана и защита животных, благотворительность, научная, культурная, образовательная, спортивная деятельность, патриотическое воспитание и др.;
-не входить в реестр иноагентов;
-не иметь долгов по налогам и сборам.
В ФЗ-7 о некоммерческих организациях ст. 31.1 п. 1 и в постановлении Правительства № 1096 от 27.10.2016г. можно более подробно ознакомиться с деятельностью, которая подпадает под социально ориентированную.
Получить статус социально ориентированной НКО (СОО) можно только в Минюсте.
Но перед тем как обращаться в Минюст, надо получить заключение уполномоченного органа (Минпросвещения, Минтруд, Минздрав, Минспорт и др.), который проводит оценку качества общественно полезных услуг у некоммерческой организации. Уполномоченный орган изучает документы НКО около тридцати дней, но при необходимости срок может увеличиться на те же тридцать дней. Если вдруг документы поданы не в тот орган, то ничего страшного, данный орган в течение пяти раб. дней сам перенаправит документы в нужный орган. Если деятельность НКО разной направленности и необходимо получить оценку качества услуг от нескольких уполномоченных органов, то достаточно подать документы в один из органов, а он уже сам запросит всю необходимую информацию от другого уполномоченного органа. По итогам рассмотрения документов, если нет причин для отказа, уполномоченный орган выдает заключение о соответствии качества общественно полезных услуг.
Как только заключение получено, можно обращаться в Минюст.
Для признания статуса СО НКО в Минюст подается следующий комплект документов:
·    заявление определенной формы;
·    заключение уполномоченного органа.
Больше никакие документы в Минюст не подаются. По желанию можно подать: характеристики, заключения экспертов разных инстанций, справки и др. Дополнительные документы могут увеличить шанс получения статуса СО НКО.
Документы в Минюст подаются руководителем НКО.
Срок рассмотрения Минюстом документов – 10 дней. Если принято положительное решение, то через три дня заявитель получит уведомление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг и о внесении в соответствующий реестр. С реестром  можно ознакомиться на официальном сайте Минюста, он в свободном доступе.
За внесение в реестр госпошлину платить не надо!
НКО статус СОО предоставляется на 2 года. По истечении указанного срока, компания вправе повторно подать документы на получение статуса, но уже по упрощенной процедуре.
Преимущества СО НКО:
-первоочередные льготы по уплате налогов;
-различная поддержка государственных органов: материальная, консультационная, образовательная, информационная и другая;
-первоочередная передача во владение или пользование государственного имущества. Имущество нельзя будет отчуждать и (или) передавать в частную собственность, а также использование возможно исключительно в пределах целей НКО.

Какую организацию открыть для защиты прав потребителей?
Читать далее...
Граждане могут добровольно собраться и объединиться в общественную организацию потребителей для защиты своих прав, как потребителей.
Для создания организации потребителей должно быть не менее четырех граждан (учредителей).
Общественная организация – корпоративная (членская) некоммерческая организация, что подразумевает членство и оплату членских взносов.
Все общественные организации потребителей имеют территориальную область деятельности:
-местная (деятельность в пределах района, муниципального образования);
-региональная (деятельность в пределах города);
-межрегиональная (деятельность до половины субъектов РФ);
-общероссийская (деятельность по всей РФ).
Для того, чтобы общественная организация потребителей обладала правами юридического лица, её необходимо зарегистрировать в Минюсте. Сроки регистрации примерно 1,5 мес.
В ст. 45 Закона о защите прав потребителей № 2300-1 от 07.02.1992г. указаны права, которые осуществляют общественные организации потребителей.
Название должно содержать:
-организационно-правовую форму - общественная организация;
-территориальную сферу - местная, региональная, межрегиональная, общероссийская;
-характер деятельности - потребителей.
Пример — Межрегиональная общественная организация потребителей «Центр по защите прав потребителей «Заря».

Основные отличия благотворительного фонда от обычного фонда.
Читать далее...
В России очень много регистрируется общественно полезных фондов, к которым относятся также и благотворительные фонды. Многие даже не знают, что это две разные формы НКО, а деятельность благотворительного фонда, помимо основного закона для всех НКО (ФЗ-7 «О НКО»), регулирует ещё специальным законом (ФЗ-135 «"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").
Чем же отличается благотворительный фонд от обычного фонда?
Зарегистрировать БФ можно только в рамках тех целей, которые перечислены в ст. 2 ФЗ-135 (благотворительная (волонтерская) деятельность в целях: социальной поддержки гражданам, оказания помощи населению в преодолении различных катастроф, защиты семьи, детства, пропаганды здорового образа жизни, содействия деятельности в области образования, культуры, искусства, спорта, науки, охраны окружающей среды, защиты животных и др.). Перечень достаточно большой! Основная цель создания – благотворительность! У всех БФ должна быть благотворительная программа (программ может быть много), в рамках которой планируется реализация поставленных задач. Благотворительная программа обязательно включает смету поступлений, планируемый расход пожертвований, а также сроки. В рамках благотворительной программы минимум 80% (можно больше) всех поступлений должны быть потрачены на благотворительные цели, а также на оплату труда лицам, участвующие в реализации данной программы (если такие были). Оставшиеся 20% можно потратить на иные расходы – хозяйственные, аренду, рекламу, зарплату работникам, которые не участвовали в реализации каких-либо программ фонда и другие расходы. Как правило, все благотворительные поступления направляются на благотворительность в течение года с момента их получения. У обычного фонда нет благотворительной программы, потому что цель открытия может быть любая (в рамках закона об НКО), не обязательно благотворительная. Все свои поступления обычный фонд тратит так, как считает нужным, не ограничиваясь рамками благотворительной программы.
Кстати: пожертвования, добровольные взносы учредителей, субсидии, гранты, целевые поступления от других организаций и граждан на основании налогового законодательства налогом не облагаются!
Что касается органов управления и контроля, то у БФ присутствует обязательный ревизионный надзорный орган - ревизор (ревизионная комиссия), тогда как у обычного фонда данный орган не обязательный. У БФ члены высшего органа управления и руководитель не имеют право занимать штатные должности в администрации коммерческих компаниях и НКО, учредителем (участником) которых является этот БФ. У БФ в составе высшего органа управления может быть только один работник его исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). У обычного фонда таких ограничений нет.
У всех НКО в названии обязательно раскрывается характер деятельности и, если у благотворительного фонда характер уже раскрыт – благотворительность, т.е. достаточно назвать Благотворительный фонд «Ромашка». А что самое важное, то с таким названием можно в уставе прописать все цели благотворительной деятельности, перечисленные в ст. 2 ФЗ-134, расширяя, тем самым, свою деятельность не только на сегодняшний момент, но и на будущее. Обычным же фондам необходимо дополнительно раскрывать характер, тем самым, сузив свою деятельность. Пример – Фонд помощи животным «Наши меньшие друзья». Хотя нельзя сказать, что данное положение является недостатком обычного фонда, так как такие фонды как раз и открываются для конкретной одной цели. В любом случае, над названием обычного фонда также можно поколдовать, тем самым расширив его деятельность.
Это основные отличия БФ от обычных фондов, схожего у них, конечно, больше. Если Вы задумали зарегистрировать фонд, но не знаете какой выбрать, то обращайтесь в PRO-НКО, где специалисты подскажут, какая форма для Вашей деятельности будет наиболее оптимальной.

Особенности и регистрация Автономной некоммерческой организации (АНО)

Читать далее...

1. Особенности АНО


I. Для каких целей открывается АНО?
Самая популярная форма некоммерческих организаций – Автономная некоммерческая организация, которая оказывает достаточно большой спектр услуг некоммерческого характера: социальная сфера, защита прав, образовательная деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, деятельность в сфере культуры, науки, медицины, здравоохранения, а также предоставление других общественно полезных услуг.
В форме АНО открываются: спортивные клубы, образовательные организации, дома культуры, центры социальной помощи, экспертные центры, научно-исследовательские организации, центры правовой поддержки, театры, мастерские, художественные школы, издательства и т.д.
Если компания планирует оказывать частные образовательные услуги и эта деятельность будет основной, то АНО самая оптимальная форма для такой деятельности, а, если учредителей будет несколько, то только АНО возможно открыть.
II. Учредители АНО
АНО является унитарной НКО, которая не имеет членства и создать её может одно лицо – физическое или юридическое. Количество учредителей АНО неограниченно. При согласии всех учредителей в АНО можно принять нового учредителя. Учредители, независимо от согласия других учредителей, вправе выйти из состава учредителей, предупредив об этом организацию.
III. Управление АНО
Управление деятельностью АНО осуществляют её учредители. Все учредители пользуются равными правами. Если в АНО один учредитель, то всё управление можно сосредоточить в его руках, когда учредитель и управляет организацией, и одновременно является её руководителем.
Структура управления может быть разной:
1) Если в АНО единственный учредитель:
-управление единственным учредителем – Минюст допускает такой вариант на основании положений ГК РФ и пропускает такую регистрацию (есть соответствующее разъяснительное письмо Минюста), но данный вариант противоречит статье 29 п. 1 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
-управление единственным учредителем и коллегиальным высшим органом (полномочия будут разграничены на основании ГК РФ и ФЗ об НКО).
Коллегиальный высший орган управления является выборным органом, куда могут входить как учредитель организации, так и третьи избранные лица. Коллегиальный высший орган сам себя формирует, что очень удобно, так как нет необходимости уведомлять об этом Минюст.
2) Если в АНО несколько учредителей:
-управление собранием учредителей – здесь мы учитываем требования сразу двух законов (ГК РФ ст. 123.25 п. 1 и ФЗ об НКО ст. 29 п. 1).
По желанию можно избрать выборный коллегиальный высший орган и разграничить полномочия между ним и учредителями.
По решению учредителей в АНО может быть избран постоянно действующий коллегиальный орган. В уставе необходимо прописать его конкретные полномочия, сроки избрания, порядок голосования.
Учредители АНО обязательно избирают руководителя (единоличный исполнительный орган) организации. Функции руководителя вправе исполнять один из учредителей либо наемный сотрудник.
Ревизор (ревизионная комиссия) не является обязательным органом в АНО и избирается по желанию.
IV. Имущество АНО
Имущество АНО формируется за счет:
Ø добровольных имущественных взносов учредителя (учредителей);
Ø пожертвований;
Ø доходов от оказания услуг (производства товаров, работ);
Ø доходов от процентов по вкладам;
Ø дивидендов, полученных по ценным бумагам;
Ø доходов от своей собственности (продажи, сдачи в аренду);
Ø полученных грантов;
Ø иных источников.
Полученные средства тратятся на развитие организации, хозяйственные нужды, заработную плату, налоги, сборы, иные расходы в рамках своей целевой деятельности. Полученный доход нельзя распределить между учредителями и это, как раз, основное отличие АНО (и всех НКО) от коммерческих компаний.
Учредитель вправе передать своё имущество в собственность АНО, но тогда он теряет право собственности на переданное имущество.
Закон не запрещает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность (создавая хозяйственные общества, либо участвуя в них), но про такую деятельность обязательно необходимо прописать в уставе. Полученная прибыль идет исключительно на достижение поставленных при открытии АНО целей.
Не стоит путать предпринимательскую деятельность АНО от приносящей доход деятельности, закон разделяет эти понятия и только в отношении АНО допускается предпринимательская деятельность, так как основная цель создания – услуги (ст. 123.24 п. 5 ГК РФ).
Приносящей же доход деятельностью могут заниматься все НКО. Если для осуществления предпринимательской деятельности необходимо создавать коммерческую организацию, то приносящей доход деятельностью можно заниматься как через коммерческие организации, так и внутри некоммерческой организации через предоставление услуг, производство товаров, приобретение и реализацию ценных бумаг, владение, пользование и распоряжение своей собственностью (в том числе, интеллектуальной). Приносящая доход деятельность обязательно описывается в уставе, причем очень аккуратно и только в рамках уставной деятельности, любое несоответствие будет являться основанием для отказа в регистрации.
V. Реорганизация АНО
Реорганизация АНО допускается в формах: слияние, присоединение, преобразование, выделение, разделение. Только по решению учредителей АНО может преобразоваться в фонд. Ни в какую иную форму НКО АНО преобразоваться не сможет. Реорганизация в других формах осуществляется по решению высшего органа управления, установленного уставом.
VI. Ликвидация АНО
Ликвидация АНО осуществляется:
ü по решению уполномоченного государственного органа;
ü по решению учредителя (учредителей);
ü по решению высшего органа управления, установленного уставом.
Учредители (либо высший орган управления по уставу) назначает ликвидатора (ликвидационную комиссию), который осуществляет всю дальнейшую процедуру ликвидации организации.
VII. Преимущества АНО
Ø безвозмездно получить в аренду от государства муниципальное помещение и пользоваться этим имуществом бесплатно, либо за символическую плату;
Ø получать от государства субсидии, гранты и иную материальную поддержку для ведения своей уставной деятельности;
Ø не платить налоги от целевых поступлений для ведения уставной деятельности, которые поступили безвозмездно;
Ø имеют преимущества при участии в гос. закупках;
Ø возможность создать единственным учредителем, который и управляет, и может выступать руководителем; допускается соучредительство;
Ø учредители не отвечают по долгам организации;
Ø возможен прием/выход учредителей;
Ø возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.

2. Регистрация АНО

Регистрация АНО проходит в Минюсте в сроки около 1,5 месяцев. Точные сроки регистрации законом не регламентированы. В расписке о приеме документов Вы не увидите точную дату получения документов. Процесс необходимо отследить самостоятельно.
Заявителем при регистрации может быть один из учредителей.
· Основной пакет документов на подачу следующий:
1. заявление Р11001 – 2 (два) экз.;
2. устав – 3 (три) экз.;
3. решение (протокол) – 2 (два) экз.;
4. госпошлина (4000 рублей) – если подаете на бумаге;
5. документы на адрес (письмо от собственника, копия выписки из ЕГРН) - 1 (один) экз.
Все документы более 1 (одного) листа обязательно прошиваются, нумеруются и заверяются заявителем.

Если заявитель лично приезжает в Минюст на подачу, то заявление нотариально по форме Р11001 заверять не нужно (форму заверит специалист Минюста), если подает документы доверенное лицо, то заявителю предварительно необходимо заверить у нотариуса форму и доверенность.
При подаче документов по ЭЦП заявителю необходимо предварительно получить квалифицированную электронную подпись в любом удостоверяющем аккредитованном центре. Электронная подача документов в Минюст осуществляется ТОЛЬКО через госуслуги, ни МФЦ, ни нотариус такими полномочиями не обладают. При ЭЦП госпошлина и нотариальные расходы не оплачиваются.
По желанию документы можно отправить в Минюст по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

· Из Минюста получаем следующие документы:
1.Устав, заверенный Минюстом;
2.Выписку из ЕГРЮЛ;
3.Свидетельство ИНН;
4.Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
5.Лист записи в ЕГРЮЛ.
Если документы подавались через ЭЦП, то всё вышеперечисленное направят на эл. почту заявителя. Документы на бумажных носителях также можно получить по запросу.

Регистрация в РОССТАТЕ происходит автоматически и уведомление можно распечатать на сайте РОССТАТА. Регистрация в ПФР и ФСС происходит автоматически и уведомления высылаются на адрес АНО.

Самостоятельно открыть АНО, не имея опыта, знаний и не зная требований Минюста, будет достаточно сложно. Минюст будет проводить тщательную экспертизу поданных документов, любое отклонение от законодательства, либо требований Минюста, будет являться основанием для отказа в регистрации. Рекомендуем сразу обращаться к специалистам.

Специалисты ПроНКО уже более 9 лет работают в сфере регистрации АНО, занимаются исключительно некоммерческими организациями, в совершенстве владеют знаниями в сфере регистрации НКО и имеют успешный накопленный опыт работы с Минюстом в разных регионах.

МЫ бесплатно проконсультируем, подберем подходящую модель управления, разработаем индивидуальный устав под Ваши цели и направления деятельности и зарегистрируем организацию.

Работаем с клиентами из всех регионов России!

Работа нацелена только на 100% результат.

Если не хотите тратить свое время и нервы, то обращайтесь к нам!



Порядок внесения членами СНТ/ОНТ членских и иных взносов
Читать далее...
В соответствии с 217-ФЗ и Разъяснениями Комитета ГосДумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (№ вн3.12-24/103 от 04.02.2020г.) членские и иные взносы перечисляются на банковский счет Товарищества. Других способов внесения взносов, например, в кассу Товарищества, законом не установлено.
Данные изменения были вызваны тем, что участились жалобы со стороны членов на нецелевые траты полученных средств Товариществом, а также грубые нарушения ведения кассовых операций, как, например, записи в тетрадках, считаются ненадлежащим ведением кассовых операций. Расчетные операции повысят ясность финансовой деятельности Товарищества, когда члены смогут контролировать прием взносов и факт их оплаты.
Порядок внесения членами Товарищества членских и целевых взносов устанавливается общим собранием членов Товарищества (далее – собрание).
Членские взносы вносятся на следующие расходы:
-расчеты с компаниями, которые осуществляют снабжение водой, энергией и др.;
-зарплата, охрана;
-содержание имущества общего пользования (ремонт);
-налоговые платежи;
-иные текущие траты.
Целевые взносы вносятся на следующие расходы:
-приобретение имущества общего пользования;
-кадастровые работы;
-поддержание и строительство дорог;
-газификация;
-иные целевые траты на мероприятия, установленные собранием.
Порядок оплаты членских взносов собрание может устанавливать как один раз в год, так не менять их несколько лет. По целевым взносам собрание каждый раз собирается отдельно.
Устав может устанавливать либо единые для всех членов размеры взносов, либо разные с учетом площади участка (либо суммарной площади объектов недвижимого имущества, находящиеся на участке).
Вот пример расчета взносов:
«размер взноса» = «количество квадратного метра участка» x «количество руб. за 1 квадратный метр участка» + «количество квадратного метра дома» x «количество руб. за 1 квадратный метр дома».
Установление разных взносов удобно в тех Товариществах, где у собственников участки существенно отличаются по площади, например, у одного 28 соток, а у другого 6 соток, соответственно, на участке большей площади может быть больше объектов недвижимости и потребление ресурсов также будет больше.
Установление членских и иных взносов законом отнесено к исключительной компетенции собрания. Устав также может предусматривать взимание штрафов за несвоевременное внесение взносов.

Алгоритм действий при открытии НКО (некоммерческих организаций)
в Минюсте
Читать далее...


I. Определить цель открытия НКО
Давайте посмотрим, ради каких целей создаются некоммерческие организации (ст. 2 закона об НКО):
-социальные, благотворительные, образовательные, научные, управленческие, культурные, в области искусства;
-здравоохранение, медицина, физкультурно-спортивное развитие;
-удовлетворение духовных потребностей;
-правовая защита, разрешение различных конфликтов (споров);
-достижение других общественно-полезных функций.
У НКО нет цели извлечь прибыль от своей деятельности и распределить её участникам.
Основная цель
создания НКО всегда отражается в названии и должна быть понятной и конкретной.
НКО смогут осуществлять только ту деятельность, которая указана в уставе и которая соответствует форме НКО. Например, если Вы планируете в качестве основного вида деятельности осуществлять образовательную деятельность, то Ассоциация Вам не подойдет, необходимо выбрать либо автономную некоммерческую деятельность, либо учреждение.

II. Подобрать форму НКО
Выделим наиболее популярные организационно-правовые форы НКО:
-автономные некоммерческие организации;
-общественно полезные фонды;
-ассоциации (союзы);
-учреждения.
Полный их перечень смотрите в ст. 50 п. 3 ГК РФ.
Все НКО, в свою очередь, делятся на унитарные (нет членства и учредители не становятся участниками этой организации) и корпоративные (присутствуют члены, которые формируют высший орган управления). Организации, относящиеся к унитарным и корпоративным, отражены в ст. 65.1 ГК РФ.

III. Придумать название для своей НКО
Наименование некоммерческой организации состоит из обязательных частей:
-организационно-правовая форма (см. п. II);
-цель создания – характер деятельности (см. п. I);
-именная часть (например, Солнышко) – по желанию.
Из названия некоммерческой организации должно быть четко понятно, для каких целей она открывается.
Пример – Фонд помощи бездомным животным «Солнышко».
У адвокатских образований в названии также отражается субъект РФ, где осуществляется адвокатская деятельность.
Пример – Коллегия адвокатов города Москвы «Эксперт».
У образовательных организаций в названии отражается тип с учетом образовательной программы (ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Пример – Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Эксперт».
Включение в название наименования Россия, Российская Федерация и слов, производных от этого наименования, допустимо только после получения разрешения (исключения в ст. 4 п. 5 закона об НКО).
Название должно быть на русском языке, если в названии присутствует иностранное слово, то оно также прописывается на русском, а в скобках перевод. Если в названии присутствует имя гражданина, но необходимо к документам приложить нотариальное согласие от этого гражданина.
НКО также могут иметь название на иностранном языке.
По желанию название можно сократить, как на русском языке, так и на иностранном.

IV. Определиться с местом нахождения
В качестве своего адреса НКО могут использование нежилое помещение или домашнее (одного из учредителей, руководителя).

V. Образовать органы управления
Структура, способы образования, сроки, решаемые вопросы органов управления НКО устанавливаются её уставом. Для НКО предусмотрены, как обязательные органы, так и по желанию. НКО обязательно формируют:
-высший орган управления (ВОУ);
-исполнительный орган (ИО).
Исключительная компетенция ВОУ НКО предусмотрена в ст. 29 п. 3 закона об НКО. Перечисленные вопросы нельзя передать на рассмотрение другим органам. Компетенция ИО устанавливается уставом НКО. У корпоративных НКО обязательно создается контрольно-ревизионный орган (ревизор, ревизионная комиссия, наблюдательный совет).
У благотворительных фондов обязательно создается надзорный орган - попечительский совет.

VI. Выбрать коды ОКВЭД
Коды видов экономической деятельности прописываются в заявлении Р11001 и должны соответствовать основной цели (основной ОКВЭД) и направлениям деятельности (дополнительные ОКВЭДы). Коды подбираем в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) здесь. Подбираем только четырехзначные коды (64.99). Не стоить выбирать те коды, которые нацелены на коммерческую деятельность (торговля, производство), т.к. могут отказать в регистрации.

VII. Подготовить документы для регистрации
1. Перечень основных документов, которые подаются на бумажном носителе:
· нотариально заверенное заявление Р11001 – 1 (один) экз. При личной подаче документов заявителем данное заявление может быть заверено сотрудником Минюста;
· подписанное заявителем заявление Р11001 – 1 (один) экз.;
· устав – 3 (три) экз.;
· решение (протокол) – 2 (два) экз.;
· госпошлина (4000 рублей);
· оригинал гарантийного письма на адрес и копия правоустанавливающего документа на помещение - 1 (один) экз.;
· доверенность от заявителя, заверенная нотариусом, если не он лично подает документы – 1 (один) экз.;
· иные на основании закона документы.
Многостраничные документы обязательно прошиваются, нумеруются и заверяются заявителем.
2. Если документы подаются в электронном виде, то они должны быть отсканированы с бумажных носителей в 1 (одном) экземпляре и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя. Госпошлина и услуги нотариуса при такой подаче не оплачиваются. УКЭП заявитель может получить в любом удостоверяющем центре (УЦ), получивший аккредитацию в Минкомсвязи России. Перечень аккредитованных УЦ смотрим здесь.

Документы подаются не позднее истечения трехмесячного срока со дня принятия решения о создании НКО.

VIII. Подача документов в Минюст
Документы на государственную регистрации НКО можно подать:
-лично в Минюст;
-отправить по почте;
-в электронном виде через госуслуги.

IX. Срок регистрации в Минюсте
Срок рассмотрения документов в Минюсте занимает около 1-1,5 месяца.
Срок регистрации НКО складываются из следующих стадий:
1. решение о госрегистрации или об отказе Минюст принимает на 14 раб. дней после присвоения входящего номера;
2. если принято положительное решение, то документы направляются в налоговую для внесения записи об организации в ЕГРЮЛ.
Сроки пересылки документов из Минюста в ФНС и обратно не регламентированы!
3. ФНС в течение 5 раб. дней вносит запись в ЕГРЮЛ и отправляет в Минюст зарегистрированные документы;
4. как только документы из ФНС вернулись, Минюст в течение 3 раб. дней вносит сведения об НКО в свой внутренний реестр и выдает заявителю документы.

X. Получение документов в Минюсте
Из Минюста получаем следующие документы:

1.Завереннный Минюстом устав;
2.Выписку из ЕГРЮЛ;
3.Свидетельство ИНН;
4.Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации (содержит сведения о присвоении учетного номера);
5.Лист записи в ЕГРЮЛ.
Если документы подавались через ЭЦП, то всё вышеперечисленное направят на эл. почту заявителя. Документы на бумажных носителях также можно будет получить по запросу.

Регистрация в РОССТАТЕ происходит автоматически и уведомление можно распечатать на сайте РОССТАТА. Регистрация в ПФР и ФСС происходит автоматически и уведомления высылаются на адрес НКО.
XI. Дальнейшие действия НКО
1) Изготовить печать. В печати указывается полное название НКО на русском языке, регион регистрации, ОГРН, по желанию ИНН и может быть указана эмблема (картинка), если она описана в уставе. Регистрация печати не требуется!
2) Определиться с бухгалтером, который будет сдавать отчетность НКО, а лучше определиться с бухгалтером до регистрации, так как первая отчетность сдается до 20 числа следующего месяца, после постановки на учет в ФНС.
3) Отправить уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1, если НКО будет на упрощенке (6%-доходы, 15% - доходы минус расходы) в местную налоговую инспекцию в течение тридцати дней со дня постановки на налоговый учет. Если уведомление не будет отправлено в срок, то организация останется на ОСН. Уведомление УСН лучше отправить до получения документов, чтобы успеть в срок. Как только печать будет готова, то можно сразу отправлять уведомление либо по почте заказным письмом с уведомлением, либо лично посетив налоговую инспекцию.
Порядок и условия применения УСН смотрите в ст. 346.13 НК РФ.
4) Открыть расчетный счет. Для открытия р/сч понадобятся все полученные из Минюста документы, приказ о назначении руководителя. Весь перечень документов для открытия р/сч лучше уточнять в банке.
5) Выпустить ЭЦП для сдачи отчетности.
P.S. Самостоятельно открыть НКО, не имея опыта, знаний и не зная требований Минюста, будет сложно. У НКО нет типового устава, как у ООО, для каждой организации разрабатывается свой пакет документов под её цели и задачи. Минюст проводит тщательную экспертизу поданных документов и обращает внимание на любые нюансы вплоть до точек и запятых. Положения устава, которые копируют законодательство, должны быть идентичны и любое расхождение с законом будет являться поводом для отказа в госрегистрации. Случается на практике, что в разных регионах разные требования (разное толкование) у Минюста одних и тех же положений закона, а иногда доходит до абсурда и случается, что разные требования в одном отделе у специалистов одного регионального Минюста. В итоге один специалист выносит отказ по одним основаниям, исправляешь с учетом замечаний этого специалиста, подаешь повторно, а другой специалист при повторной подаче уже выносит отказ по другим основаниям. И эти два «специалиста» сидят в одном отделе!!! Также в законодательстве НКО часто встречаются юридические коллизии. Такими коллизиями активно пользуется Минюст, чтобы лишний раз отказать в госрегистрации и каких-то решений данной проблемы в ближайшем будущем не планируется, т.к. Минюсту это выгодно.

PRO-НКО уже более 9 лет работает в сфере регистрации НКО и имеет успешный накопленный опыт работы с Минюстом в разных регионах. Бесплатно проконсультируем от выбора подходящей под Ваши цели НКО до всех нюансов регистрации и дальнейшей работы НКО. Работаем с клиентами из всех регионов России. Работа нацелена только на 100% результат. Если не хотите тратить свое время и нервы, то обращайтесь к нам!